ТРАНСМОНТАНА |
Общепринятой практикой при изучении американских индейцев было разделять Северную Америку на «культурные» географические районы, каждый из которых был населен племенами, схожими по образу жизни. Такие культурные ареалы, как Прерии, Плато и Большой Бассейн традиционно рассматривались, как отдельные районы. Тем не менее, установлено, что между этими племенами существовал культурный обмен, благодаря лошадям, торговле и политическим союзам. Одно из подтверждений такого обмена – то, что в течение 19 века художественный стиль развивался по общим канонам. Особенно это относится к бисерной вышивке и раскрашенным парфлешам, образы, созданные с помощью двух разных техник, очень схожи, несмотря на культурные и географические границы. Эта традиция была в изначально названа «стилем Кроу». Считалось, что именно в этом племени она зародилась и оттуда распространилась по Плато и Бассейну. Позже этот стиль назвали «Кроу-Интермонтана», установив, что такой стиль был распространен по обе стороны Скалистых Гор. Сейчас используется название «Трансмонтана» (Conn 1986: 128), которое указывает на более сложное происхождение и широкую географию этого стиля. Основные племена, придерживающиеся традиции Трансмонтана – Кроу Северных Прерий, восточные и северные Шошоны, населяющие северо-восток Большого Бассейна, а так же несколько племен восточных Плато, включая Нез Перс, Флэтхэд и Кайюза. Прослеживается влияние этого стиля на племена, населяющие Западные Плато, вплоть до Ютов на юге. Его можно распознать и в работах Черноногих и Гровантров. Отличительные черты парфлешей Трансмонтана имеют сходство по всему региону, считается, что они разработаны Кроу. Сходство настолько огромное, что парфлеши всех племен региона можно отнести к одной группе. Хотя у племен были свои специфические черты, теперь их трудно различить, благодаря обмену между ними и отсутствию четкой документации. Особенно это относится к парфлешам Кроу, Нез Перс и Шошонов, чьи работы схожи между собой больше всего. У каждого из этих племен были собраны большие коллекции, но в каждой из них могут встречаться парфлеши из двух других племен, нельзя установить точно изготовителя экспоната, а только лишь место, где он был приобретен. Гораздо меньшие коллекции были собраны среди Банноков, Флэтхэд, Кайюза и других жителей Восточных Плато. Их также трудно идентифицировать из-за их небольшого количества, а следовательно нельзя провести сравнительное исследование. Благодаря схожести рисунков, обмену и маленьким коллекциям, нельзя точно установить племя, изготовившее экспонат. Но можно найти основные черты племенного стиля, характеристики, которыми обладает большое число экспонатов, собранных в одном определенном племени. Это исследование ставит целью найти индивидуальные черты основных групп. КРОУ Возможно, Кроу делали больше всего парфлешей среди племен Трансмонтана. Они продолжали поддерживать высокий уровень производства в последней четверти 19 века и в начале 20-го, и хотя почти не сохранилось парфлешей, сделанных до 1870, есть все основания предполагать, что и раньше их делалось так же много. Обзор коллекций показывает, что число парфлешей, собранных в племени Кроу, стилистически сходных друг с другом очень велико. Сюда входят как стандартные конверты, так и другие типы сумок – религиозного назначения.
Как уже сказано, описание парфлешей Кроу так же подходит и для парфлешей Шошонов и Нез Перс. Конверты Кроу длинные и узкие, они закрываются лишь с помощью одной пары дырочек на клапанах. Композиции четкие, геометричные, нарисованные четко по линейке. Чаще всего в их основе лежит большой ромб (pls. 88, 90. 92) или песочные часы (pls. 91. 93), как центральный элемент на каждом клапане, хотя на многих работах эти фигуры сочетаются с прямоугольными формами. На других композициях прямоугольные формы являются несущим элементом композиции, либо это сочетание разных геометрических форм. На большинстве парфлешей обе раскрашенные половинки, соединяясь, образуют единый узор.
Узоры прочерчивались темно-синими линиями. Сначала рисовались основные фигуры, затем они делились, образуя сложный узор. Фигуры заполнялись цветом. Линии «несущих» фигур обычно различаются по толщине, от широкого основания сходясь к острому кончику. Такие линии – отличительная черта этого стиля, они оживляют композицию, визуально распределяя энергию по пространству рисунка. Края разрисованных панелей очерчены одной темно-голубой линией, снаружи к ней примыкает зеленая полоса, ограничивающая орнамент, таким образом, узор доходит до самых краев парфлеша. Реже используется одна линия зеленого или другого цвета, но такое бывает на шаманских вещах, к которым неприменимы стандарты. Внутренняя сторона и боковушки конвертов никогда не раскрашивались, в отличие от некоторых экземпляров Плато, которые в других отношениях похожи. Цветовая гамма большинства сохранившихся парфлешей Кроу – яркая и динамичная. Темно-голубой, насыщенный красный, желтый такой же насыщенности, и более бледные зеленый и бирюзовый. Такие цветовые предпочтения хорошо представлены экспонатами 1860-х годов, и перешли в 20-й век. Хотя на парфлешах, датируемых после 1900 иногда встречается и глубокий оранжевый цвет.
Более ранние парфлеши Кроу были хранилищами для священных предметов и датируются серединой 19 века или ранее – раскрашены более сдержанно, но не менее художественно. Для большинства парфлешей, изображения, на которых пиктографические и были взяты из видений, характерны черные фигуры на красном фоне (pl. 95) или на нераскрашенном поле. Геометрический дизайн этого периода в основном состоит из жирных черных линий, ограничивающих области красного цвета, в сочетании с красными фигурами, очерченными тонкими черными линиями. Широкие черные линии были заменены на темно-синие, что соответствует классическому стилю Трансмонтана после 1850 годов, а тонкая черная обводка вообще исчезла с работ Кроу. Так же у Кроу существовала старая традиция гравировки, и у этого племени собрано много прекрасных экспонатов (pls. 88, 89). Узоры, сделанные прорезанием и соскребанием верхнего слоя бизоньей шкуры, практически идентичны узорам на разрисованных парфлешах. Отдельные элементы и общая композиция характеризуются четкими углами, и классической структурой стиля Трансмонтана. Замечательный козырек с нарисованными лошадьми (pl. 87) – единственный известный экземпляр с фигурками, который относится напрямую к пиктографической наскальной живописи в стране Кроу и образам, изображавшимся воинами на рубахах, накидках и типи. Дополнительно к стандартным конвертам, Кроу делали различные плоские, цилиндрические коробки, и коробки в форме лодок, для хранения священных связок. В отличие от других племен Трансмонтаны люди Кроу хранили множество священных связок нескольких типов, большое количество этих предметов с записями об их происхождении и использовании было собрано в коллекции в начале 20 века. Многие были приобретены вместе с парфлешами, в которых они хранились, причем, наблюдается соответствие между типами священных связок и типами сумок для них. Например, большинство военных связок хранились в цилиндрических контейнерах без бахромы, хотя некоторые – в плоских сумках, прямоугольной формы или в форме лодки, тоже без бахромы. Большинство священных связок с камнями хранились в прямоугольных плоских контейнерах, но найдено несколько – в цилиндрических или в форме лодок. Связки Танца Солнца обычно – в «лодочных» сумках, хотя некоторые были в цилиндрических. Табак обычно хранился в мягких кожаных сумках, но иногда – в цилиндрических или прямоугольных парфлешах. Так что, была основная тенденция хранить определенные вещи в сумках определенного вида, но были и исключения из правил, возможно, это связано с видением, в котором пришла конкретная связка. Для священных предметов делалось четыре основных типа плоских сумок. Самая искусная была сделана из двух скрепленных сумок, так, что они свисали с седла одна над другой (pl. 94). Большая по размеру сумка – основная – была прямоугольной с исключительно длинной бахромой и клапаном, украшенным сукном и бисерной вышивкой. Меньшая сумка была всегда в форме лодки с более короткой бахромой и украшенными бисером и сукном швами. Интересно, что в отличие от других видов магических сумок, эти попали в коллекции пустыми, без содержимого. Так же в коллекциях есть некоторое количество больших плоских сумок с бахромой без добавочных маленьких сумочек. Плоские сумки без бахромы различных размеров и пропорций так же есть в большом количестве. Большей частью это квадратные или близкие к квадрату формы, много – с треугольными клапанами. Большинство так же окантованы одно- или двухцветным сукном по швам. Сумка на рис. 96 – характерная сумка такого типа, хотя необычно, что к ней прикреплен чехол для перьев. Есть небольшое число крупных плоских горизонтальных сумок, которые представляют собой отдельный тип, отличный от плоских сумочек меньшего размера, с утилитарным назначением. Четвертый тип плоских сумок – в форме лодочек. Верхний край был обрезан по дуге или треугольной форме, так, что края задирались вверх (pl. 95). Другие типы сумок возможно использовались и для хозяйственных целей, но такие – только для священных предметов. Такую же форму использовали, хотя и очень редко, Арапахо и Черноногие, но в основном она ассоциируется с Кроу. Несколько экземпляров – части двойных сумок – взяты у Нез Перс, но, скорее всего, это сумки Кроу. Наверняка, такие сумки делались в больших количествах, хотя в современных коллекциях их немного.
Так же делались различные цилиндрические кейсы, обычно без бахромы (pls. 97, 98), хотя есть и украшенные длинной тяжелой бахромой. По внешнему виду и конструкции они не отличаются от таких же кейсов Нез Перс (pl. 110) и Шошонов (pl. 103) – различия лишь в композиционных элементах росписи. |
Перевод Н. Крекер