ТРАНСМОНТАНА





Общепринятой практикой при изучении американских индейцев было разделять Северную Америку на «культурные» географические районы, каждый из которых был населен племенами, схожими по образу жизни. Такие культурные ареалы, как Прерии, Плато и Большой Бассейн традиционно рассматривались, как отдельные районы. Тем не менее, установлено, что между этими племенами существовал культурный обмен, благодаря лошадям, торговле и политическим союзам. Одно из подтверждений такого обмена – то, что в течение 19 века художественный стиль развивался по общим канонам. Особенно это относится к бисерной вышивке и раскрашенным парфлешам, образы, созданные с помощью двух разных техник, очень схожи, несмотря на культурные и географические границы.

Эта традиция была в изначально названа «стилем Кроу». Считалось, что именно в этом племени она зародилась и оттуда распространилась по Плато и Бассейну. Позже этот стиль назвали «Кроу-Интермонтана», установив, что такой стиль был распространен по обе стороны Скалистых Гор. Сейчас используется название «Трансмонтана» (Conn 1986: 128), которое указывает на более сложное происхождение и широкую географию этого стиля. Основные племена, придерживающиеся традиции Трансмонтана – Кроу Северных Прерий, восточные и северные Шошоны, населяющие северо-восток Большого Бассейна, а так же несколько племен восточных Плато, включая Нез Перс, Флэтхэд и Кайюза. Прослеживается влияние этого стиля на племена, населяющие Западные Плато, вплоть до Ютов на юге. Его можно распознать и в работах Черноногих и Гровантров.

Отличительные черты парфлешей Трансмонтана имеют сходство по всему региону, считается, что они разработаны Кроу. Сходство настолько огромное, что парфлеши всех племен региона можно отнести к одной группе. Хотя у племен были свои специфические черты, теперь их трудно различить, благодаря обмену между ними и отсутствию четкой документации. Особенно это относится к парфлешам Кроу, Нез Перс и Шошонов, чьи работы схожи между собой больше всего. У каждого из этих племен были собраны большие коллекции, но в каждой из них могут встречаться парфлеши из двух других племен, нельзя установить точно изготовителя экспоната, а только лишь место, где он был приобретен. Гораздо меньшие коллекции были собраны среди Банноков, Флэтхэд, Кайюза и других жителей Восточных Плато. Их также трудно идентифицировать из-за их небольшого количества, а следовательно нельзя провести сравнительное исследование.

Благодаря схожести рисунков, обмену и маленьким коллекциям, нельзя точно установить племя, изготовившее экспонат. Но можно найти основные черты племенного стиля, характеристики, которыми обладает большое число экспонатов, собранных в одном определенном племени. Это исследование ставит целью найти индивидуальные черты основных групп.



КРОУ


Возможно, Кроу делали больше всего парфлешей среди племен Трансмонтана. Они продолжали поддерживать высокий уровень производства в последней четверти 19 века и в начале 20-го, и хотя почти не сохранилось парфлешей, сделанных до 1870, есть все основания предполагать, что и раньше их делалось так же много. Обзор коллекций показывает, что число парфлешей, собранных в племени Кроу, стилистически сходных друг с другом очень велико. Сюда входят как стандартные конверты, так и другие типы сумок – религиозного назначения.




Pl-87


Как уже сказано, описание парфлешей Кроу так же подходит и для парфлешей Шошонов и Нез Перс. Конверты Кроу длинные и узкие, они закрываются лишь с помощью одной пары дырочек на клапанах. Композиции четкие, геометричные, нарисованные четко по линейке. Чаще всего в их основе лежит большой ромб (pls. 88, 90. 92) или песочные часы (pls. 91. 93), как центральный элемент на каждом клапане, хотя на многих работах эти фигуры сочетаются с прямоугольными формами. На других композициях прямоугольные формы являются несущим элементом композиции, либо это сочетание разных геометрических форм. На большинстве парфлешей обе раскрашенные половинки, соединяясь, образуют единый узор.




Pl-88

Pl-89

Pl-90

Pl-91

Pl-92

Pl-93


Узоры прочерчивались темно-синими линиями. Сначала рисовались основные фигуры, затем они делились, образуя сложный узор. Фигуры заполнялись цветом. Линии «несущих» фигур обычно различаются по толщине, от широкого основания сходясь к острому кончику. Такие линии – отличительная черта этого стиля, они оживляют композицию, визуально распределяя энергию по пространству рисунка.

Края разрисованных панелей очерчены одной темно-голубой линией, снаружи к ней примыкает зеленая полоса, ограничивающая орнамент, таким образом, узор доходит до самых краев парфлеша. Реже используется одна линия зеленого или другого цвета, но такое бывает на шаманских вещах, к которым неприменимы стандарты. Внутренняя сторона и боковушки конвертов никогда не раскрашивались, в отличие от некоторых экземпляров Плато, которые в других отношениях похожи.

Цветовая гамма большинства сохранившихся парфлешей Кроу – яркая и динамичная. Темно-голубой, насыщенный красный, желтый такой же насыщенности, и более бледные зеленый и бирюзовый. Такие цветовые предпочтения хорошо представлены экспонатами 1860-х годов, и перешли в 20-й век. Хотя на парфлешах, датируемых после 1900 иногда встречается и глубокий оранжевый цвет.




Pl-94

Pl-95


Pl-96


Более ранние парфлеши Кроу были хранилищами для священных предметов и датируются серединой 19 века или ранее – раскрашены более сдержанно, но не менее художественно. Для большинства парфлешей, изображения, на которых пиктографические и были взяты из видений, характерны черные фигуры на красном фоне (pl. 95) или на нераскрашенном поле. Геометрический дизайн этого периода в основном состоит из жирных черных линий, ограничивающих области красного цвета, в сочетании с красными фигурами, очерченными тонкими черными линиямиИзвестен всего один парфлеш с геометрическим дизайном, датируемый около 1850 года или раньше, и приписываемый к Кроу. Это двойная плоская сумка из коллекции Staatliche Museen, Museum fur Volkerkunde, Berlin, она так же есть на иллюстрации Хартмана (1873: no. 58). Цилиндр, приобретенный у Кроу, такого же возраста, разрисован в такой же манере, но он так изношен, что очень трудно различить узор. Но он доказывает существование этого раннего стиля. Он находится в коллекции НМАИ, Smithsonian Institution. Широкие черные линии были заменены на темно-синие, что соответствует классическому стилю Трансмонтана после 1850 годов, а тонкая черная обводка вообще исчезла с работ Кроу.

Так же у Кроу существовала старая традиция гравировки, и у этого племени собрано много прекрасных экспонатов (pls. 88, 89). Узоры, сделанные прорезанием и соскребанием верхнего слоя бизоньей шкуры, практически идентичны узорам на разрисованных парфлешах. Отдельные элементы и общая композиция характеризуются четкими углами, и классической структурой стиля Трансмонтана. Замечательный козырек с нарисованными лошадьми (pl. 87) – единственный известный экземпляр с фигурками, который относится напрямую к пиктографической наскальной живописи в стране Кроу и образам, изображавшимся воинами на рубахах, накидках и типи.

Дополнительно к стандартным конвертам, Кроу делали различные плоские, цилиндрические коробки, и коробки в форме лодок, для хранения священных связок. В отличие от других племен Трансмонтаны люди Кроу хранили множество священных связок нескольких типов, большое количество этих предметов с записями об их происхождении и использовании было собрано в коллекции в начале 20 векаСамая большая коллекция магических связок Кроу находится в НМАИ и была собрана Вильямом Уайлдшутом в 1918-1927 годах. Насчитывая более 260 экспонатов, она является самой большой коллекцией священных связок среди всех прерийных племен (Wildschut 1975). Многие были приобретены вместе с парфлешами, в которых они хранились, причем, наблюдается соответствие между типами священных связок и типами сумок для них. Например, большинство военных связок хранились в цилиндрических контейнерах без бахромы, хотя некоторые – в плоских сумках, прямоугольной формы или в форме лодки, тоже без бахромы. Большинство священных связок с камнями хранились в прямоугольных плоских контейнерах, но найдено несколько – в цилиндрических или в форме лодок. Связки Танца Солнца обычно – в «лодочных» сумках, хотя некоторые были в цилиндрических. Табак обычно хранился в мягких кожаных сумках, но иногда – в цилиндрических или прямоугольных парфлешах. Так что, была основная тенденция хранить определенные вещи в сумках определенного вида, но были и исключения из правил, возможно, это связано с видением, в котором пришла конкретная связка.

Для священных предметов делалось четыре основных типа плоских сумок. Самая искусная была сделана из двух скрепленных сумок, так, что они свисали с седла одна над другой (pl. 94). Большая по размеру сумка – основная – была прямоугольной с исключительно длинной бахромой и клапаном, украшенным сукном и бисерной вышивкой. Меньшая сумка была всегда в форме лодки с более короткой бахромой и украшенными бисером и сукном швами. Интересно, что в отличие от других видов магических сумок, эти попали в коллекции пустыми, без содержимого. Так же в коллекциях есть некоторое количество больших плоских сумок с бахромой без добавочных маленьких сумочек.

Плоские сумки без бахромы различных размеров и пропорций так же есть в большом количестве. Большей частью это квадратные или близкие к квадрату формы, много – с треугольными клапанами. Большинство так же окантованы одно- или двухцветным сукном по швам. Сумка на рис. 96 – характерная сумка такого типа, хотя необычно, что к ней прикреплен чехол для перьев. Есть небольшое число крупных плоских горизонтальных сумок, которые представляют собой отдельный тип, отличный от плоских сумочек меньшего размера, с утилитарным назначением. Четвертый тип плоских сумок – в форме лодочек. Верхний край был обрезан по дуге или треугольной форме, так, что края задирались вверх (pl. 95). Другие типы сумок возможно использовались и для хозяйственных целей, но такие – только для священных предметов. Такую же форму использовали, хотя и очень редко, Арапахо и Черноногие, но в основном она ассоциируется с Кроу. Несколько экземпляров – части двойных сумок – взяты у Нез Перс, но, скорее всего, это сумки Кроу. Наверняка, такие сумки делались в больших количествах, хотя в современных коллекциях их немного.




Pl-97

Pl-98


Так же делались различные цилиндрические кейсы, обычно без бахромы (pls. 97, 98), хотя есть и украшенные длинной тяжелой бахромой. По внешнему виду и конструкции они не отличаются от таких же кейсов Нез Перс (pl. 110) и Шошонов (pl. 103) – различия лишь в композиционных элементах росписи.





Перевод Н. Крекер











Hosted by uCoz